Отмена налоговой тайны с 25 июля 2017 года
25.07.2017



Отмена налоговой тайны и грядущий скоринг налогоплательщиков с 25 июля 2017 года.

    25 июля 2017 года ФНС раскрывает те сведения, которые ранее считались налоговой тайной. Теперь на сайте pb.nalog.ru сведения о налогоплательщиках становятся доступными для всех (на основании закона № 134-ФЗ «О внесении изменений в ст. 102 ч. 1 Налогового кодекса РФ» и Приказа ФНС от 29.12.2016 г. № ММВ-7-14/729@).

Что опубликуют и в какие сроки:

Срок публикации — 25-го числа каждого месяца:

1. налоговые правонарушения и меры ответственности за них;

2. суммы недоимки и задолженности по пеням и штрафам (по каждому налогу и сбору);

3. какие специальные налоговые режимы применяют налогоплательщики;

4. участие налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков;


Срок публикации — 25 июля, ежегодно:

5. среднесписочная численность работников организации за календарный год;

6. суммы доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчётности за год;


Срок публикации — 25 февраля, ежегодно:

7. уплаченные организацией в календарном году суммы налогов и сборов (по каждому налогу и сбору) без учёта сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию ЕАЭС, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом.
    
    Как видится, теперь бизнес получит больше возможностей для проверки контрагентов, а контрагенты должны формировать хорошую репутацию своей компании, показать её открытость и надёжность. Но не все так гладко, как казалось бы на первый взгляд.
     Высока вероятность, что от этого закона могут пострадать абсолютно законопослушные предприниматели, так как сведения об уплаченных налогах и численности сотрудников, а также другие финансовые данные, которые хотят сделать публичными, могут сделать хорошие и прибыльные компании лёгкой добычей для «рейдеров», а также этими сведениями будут пользоваться конкуренты.
      Уязвимое место нового закона, которое ухудшит положение бизнеса — это открытые данные о недоимке компании. На практике кто-то из налогоплательщиков обязательно будет оспаривать и отбивать доначисления налоговой, а споры с налоговой инспекцией в суде — процесс, к сожалению, небыстрый. Все это время недоимка в открытых данных о компании будет отражена, и эта информация, скорее всего, будет отпугивать клиентов, принося ещё больший ущерб бизнесу в кризисное время.
       Во взаимодействии налогоплательщика и налоговой инспекции нововведение об отмене налоговой тайны обязательно будет иметь свои последствия. Например, налоговикам будут проще предъявлять претензии к налогоплательщику в том, что он не проявил должную осмотрительность при выборе контрагента. Следовательно, с этого момента Вам надо будет тщательнее обосновывать свой выбор: рекомендациями, хорошо выполненной ранее работой, личными контактами, конкурентоспособной ценой и т.п.
     Кроме открытия сведений из налоговой тайны ФНС России недавно анонсировала новый сервис — это электронный сервис по скорингу налогоплательщиков. По сути, создается база фирм, в основе которой будет система налоговых рейтингов, присваиваемых субъектам экономической деятельности, она же «цветовая дифференциация»: красный означает высокий налоговый риск, жёлтый — средний, зелёный — минимальный. Таким образом, информация, которую давно уже видят налоговики в своей базе, должна стать доступна всем налогоплательщикам в том виде, который ФНС сочтёт подходящим для широкой общественности.
     При этом, хотим отметить, что на законодательном уровне пока не разрешён вопрос о том, как бизнесу нужно проявлять должную осмотрительность при выборе контрагента, чтобы финансово-хозяйственная деятельность налогоплательщика не была признана направленной на получение необоснованной налоговой выгоды — все электронные сервисы и открытие разных сведений будут носить информационный характер.
     Отсутствие сведений о каком-либо контрагенте в базе вряд ли будет являться единственным основанием для отказа от налоговых претензий. Поэтому, несмотря на внедрение технологий 21 века в нашу повседневную жизнь — сбор доказательств реальности Ваших операций по-прежнему на первом месте, как и сбор доказательств о должной осмотрительности тоже никто не отменял (особенно о личных контактах с контрагентом).
     Поэтому пользоваться сервисами по прямому назначению — посмотрел в базу, не нашёл контрагента — нет налоговых претензий, нам кажется, пока не получится. Это сегодня не в интересах государства.
     Тем налогоплательщикам, которые по ошибке попадут в эти базы, на основании несовершенства закона или по причине временных финансовых трудностей, и которые не могут погасить налоговую недоимку сразу (не секрет, что по результатам выездной налоговой проверки — это десятки миллионов рублей), полезно знать, что такие фирмы тоже будут «светится красным». В этой ситуации государственный сервис однозначно будет создавать бизнесу дополнительные трудности и затруднять доказательство своей добропорядочности, отпугивая между делом существующих и новых клиентов.
    На наш взгляд, открытость налоговых данных — это палка о двух концах, с одной стороны, государство наносит удар по теневому сектору, который оно обязано контролировать, однако по касательной эти инициативы весьма ощутимо заденут интересы абсолютно добросовестных налогоплательщиков. С другой стороны — раскрытие налоговых тайн и создание таких электронно-информационных сервисов ещё ни в одной стране не смогло привести к расцвету экономики и бизнеса.
     Мы снова и снова, в который раз обращаем Ваше внимание: при налоговом планировании/оптимизации необходимо помнить о том, что все сделки должны быть обоснованы логикой и иметь доказательства реальности их осуществления. Если Вы не хотите встретиться с негативными последствиями налогового планирования/оптимизации рекомендуем консультироваться у тех профессионалов, которым Вы доверяете.
     текст о согласии на обработку персональных данных в письмо-подтверждение подписки.

Статья любезно предоставлена нашим партнером Ольгой Пономаревой 

 


вернуться

(495)665-00-90, 672-72-89(71), моб.+7(985)766-43-16